Cписок обязательных к просмотру русских фильмов по версии Гарвардского университета

Профессора Гарвардского университета составили список из 800 лучших фильмов в истории мирового кинематографа для претендентов на кандидатскую степень в области киноведения

Cписок обязательных к просмотру русских фильмов

» » Сообщение:

Cписок обязательных к просмотру русских фильмов по версии Гарвардского университета
Cписок обязательных к просмотру русских фильмов по версии Гарвардского университета

18 лучших художественных фильмов советских и российских режиссеров

«Русский ковчег», 2002, реж. Александр Сокуров

Единственный российский фильм в гарвардском списке за «нулевые годы». В этой картине - 300 лет истории России в памятниках архитектуры и живописи Эрмитажа и Зимнего дворца. Режиссер Александр Сокуров и его знакомый, житель Франции первой половины XIX века, прогуливаются по залам (и историческим периодам), встречают разных персонажей, размышляют о значении и первичности культур. Фильм продолжительностью чуть менее полутора часов был снят за 1 дубль.

«Ностальгия», 1983, реж. Андрей Тарковский

Фильм Андрея Тарковского совместного производства СССР и Италии. Сюжет построен вокруг писателя Андрея Горчакова, который живет в Италии и изучает жизнь русского композитора Павла Сосновского. Как и композитор позапрошлого века, Андрей Горчаков страдает от, если можно так выразиться, недуга душевного свойства - ностальгии. По некоторым причинам он не может вернуться на родину. Андрей Горчаков погружается в свои исследования, реальная жизнь кажется ему все менее и менее интересной. Но все меняет случай. Фильм передает особую эстетику Андрея Тарковского: статичные кадры, любование природой. В 1983 году фильм был удостоен премии Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.

«Восхождение», 1976, реж. Лариса Шепитько

«Восхождение» - экранизация повести белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». В центре сюжета - два партизана, попавшие в плен к фашистам. Фильм Ларисы Шепитько получил несколько призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине в 1977 году, став первым советским фильмом, удостоенным высшей награды фестиваля «Золотой медведь». Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова. В книге Василя Быкова раскрываются такие темы, как сотрудничество граждан СССР с фашистами, в том числе, работа в местной «полиции», создаваемой немцами. «Восхождение» стало и последним завершенным фильмом в карьере Шепитько - во время работы над картиной «Прощание с Матерой» она погибла в автокатастрофе.

«Король Лир», 1970, реж. Григорий Козинцев

Григорий Козинцев начинал карьеру как театральный режиссер. Всю жизнь он скрупулезно изучал произведения и биографию Уильяма Шекспира и даже написал книгу «Наш современник Уильям Шекспир». Еще в годы войны Григорий Козинцев поставил пьесу «Король Лир» в театре, а через много лет снял знаменитый фильм. Глубокая актерская игра и понимание психологии главных героев поражают зрителей и кинокритиков до сих пор.

«Цвет граната», 1968, реж. Сергей Параджанов

Фильм состоит из нескольких миниатюр, с помощью которых Сергей Параджанов рассказал о средневековом армянском поэте Саят-Нове. Его жизнь и творчество многие годы были предметом споров и дискуссий среди литературоведов: многие обстоятельства его жизни до сих пор остаются невыясненными. Сохранилось 68 произведений Саят-Новы на армянском языке, 34 - на грузинском и 115 - на азербайджанском. В ленте - история любви поэта, его отношение к религии, светской власти и народу. Роль юного поэта (а также его возлюбленной, монашки и ангела Воскресения) исполнила известная грузинская актриса Софико Чиаурели. Название «Цвет граната» Параджанов дал фильму под давлением цензуры.

«Война и мир» 1967, реж. Сергей Бондарчук

Советская экранизация романа-эпопеи Льва Толстого. Фильм повествует о семьях нескольких поколений московских дворян, о войне с Наполеоном, светской жизни, любви и семейном укладе. История целой эпохи России начала XIX века. Внимание режиссера сконцентрировано вокруг Пьера Безухова и его жизненных исканий. Это один из самых дорогих фильмов в истории кино. На его создание потребовалось $29 млн, были задействованы лучшие актеры того времени. В 1969 году картина «Война и Мир» получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

«Андрей Рублев», 1966, реж. Андрей Тарковский

Легендарный фильм в двух сериях. Несколько отдельных историй, являющихся частью общего повествования о Руси XIV-XV веков. Разорительные набеги татар, разрушение городов, жестокие нравы, варварство - и в тоже время особая духовная сила, которая помогает главному герою Андрею Рублеву создать «Троицу», известные на весь мир фрески во владимирских и московских соборах. Особая роль в фильме отведена его диалогам с Феофаном Греком о творчестве и его глубоком смысле. Главную роль исполняет Анатолий Солоницын, один из любимых актеров Андрея Тарковского.

«Тени забытых предков», 1964, реж. Сергей Параджанов

Фильм снят по одноименной повести украинского писателя Михаила Коцюбинского к его 100-летнему юбилею. Краткое описание сюжета похоже на «Ромео и Джульетту»: представители двух враждующих гуцульских родов Иван и Марийка влюбляются друг в друга, но их историю нельзя назвать счастливой. Фильм получил лестные отзывы, в том числе, от французских кинокритиков. В 2010 году сербский режиссер Эмир Кустурица назвал Сергея Параджанова гениальным режиссером, а его фильм «Тени забытых предков» - лучшей картиной в мире, снятой до сих пор. Интересный факт: во время съемок в Карпатах Сергей Параджанов и оператор Юрий Ильенко сильно конфликтовали и даже хотели решить свои разногласия с помощью дуэли (на гуцульских пистолях). Но дуэль сорвалась из-за неисправности старого моста, который был назначен местом встречи.

«Баллада о солдате», 1959, реж. Григорий Чухрай

Во время Великой Отечественной войны молодой солдат Алеша Скворцов совершил подвиг, подбив два танка противника. Вместо ордена Алеша просит отпустить его домой, чтобы повидаться с матерью. Ему дали отпуск на шесть дней. И вот солдат отправляется домой, однако в пути происходит столько разных событий, что на встречу с мамой у него в итоге остается всего несколько минут.

Фильм с успехом прошел по всему миру и в результате получил 101 зарубежную премию. В 1960 году он участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, в этом же году взял два приза «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско, в 1962 году был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

Из интересных фактов: действие фильма разворачивается в 1942 году, однако герои носят погоны, которые были введены в армии в 1943 году. Это была специальная задумка режиссера: он рассчитывал на прокат в Европе, где уже сформировался образ советского солдата-освободителя именно в этой форме с погонами. Режиссер опасался, что в освобожденных советскими войсками странах могут не узнать своего воина-освободителя в старой форме.

«Летят журавли», 1957, реж. Михаил Калатозов

Фильм рассказывает о людях, чьи судьбы переломила война. В центре киноповести - трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.

Борис (Алексей Баталов) и Вероника (Татьяна Самойлова) влюблены и собираются пожениться. Они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Часы на Спасской башне бьют 4 утра. Именно этим утром началась война.

Фильм черно-белый, снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые».

В 1958 году фильм «Летят журавли» стал лауреатом Международного Каннского кинофестиваля - он остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз этого кинофестиваля.

«Википедия» приводит интересные факты об этом фильме. Для съемок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы. В кинотеатрах СССР фильм посмотрело 28,3 млн зрителей (10-е место в прокате 1957). Никита Хрущев же гневно раскритиковал фильм и назвал главную героиню "шлюхой. Во время съемок Самойлова болела туберкулезом.

«Иван Грозный», 1 серия, 1944, реж. Сергей Эйзенштейн

Фильм состоит из двух серий: первая снималась во время Великой Отечественной войны, вторая вышла на экраны уже в 1958 году. Есть также фрагменты неоконченной третьей серии. Первая серия - полностью черно-белая, цветная сцена появилась только во второй серии («Пляска опричников»).

Создать фильм об Иване Грозном предложил Сталин, он же лично и утверждал написанный Эйзенштейном сценарий.

Фильм начинается со сцены венчания на царство Великого князя всея Руси Ивана Васильевича, который провозглашает себя царем и произносит речь о необходимости защитить страну от врагов - как внешних, так и внутренних. В следующей сцене показана свадьба Ивана с Анастасией Захарьиной-Юрьевой.

Ивана Грозного сыграл Николай Черкасов.

«Александр Невский», 1938, реж. Сергей Эйзенштейн

Этот исторический фильм рассказывает о древнерусском князе, который победил в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере в 1242 году.

Фильм считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев - это полноценное классическое произведение.

Фильм был снят по госзаказу и имел оглушительный успех. Автор собрал первоклассный актерский состав. Главную роль - роль князя Александра Невского - исполнил Николай Черкасов, который продолжил работу с режиссером и в «Иване Грозном».

Из интересных фактов: съемки главной сцены фильма, то есть собственно ледового побоища, проходили летом. Для этого во дворе Мосфильма пришлось сооружать декорации: асфальт посыпали мелом и солью и залили жидким стеклом, кроме того, в ход пошли деревянные «льдины», выкрашенные в белый цвет.

«Земля», 1930, реж. Александр Довженко

Действие немого черно-белого фильма происходит в небольшом украинском селе накануне коллективизации. Это драматическая история крестьянской семьи, когда рушится привычный жизненный уклад. Бывшие односельчане становятся врагами, и в новом колхозе происходит убийство.

Советская пресса раскритиковала фильм за натурализм (в кадре появилась обнаженная женская натура), однако за рубежом его считают одним из самых поэтичных в мировом кино.

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году фильм «Земля» занял десятое место среди 12 лучших фильмов в истории кино. А в декабре 2015 года фильм включен ЮНЕСКО в список шедевров мирового кинематографа.

«Конец Санкт-Петербурга», 1927, реж. Всеволод Пудовкин

Политический фильм, объясняющий, почему и как большевики пришли к власти в 1917 году. В сюжет попали события в период с 1913 по 1917 годы. В картине показана борьба простых людей за свои права и за мир против власти капитала и самодержавия, а не политические деятели. Вдохновленный картиной композитор Владимир Дукельский создал одноименную ораторию (завершил ее в 1937). В центре фильма - история о молодом крестьянском пареньке, приехавшем на заработки в столицу и оказавшемся в гуще исторических событий. Зрители высоко оценили картину за достоверность батальных сцен.

«По закону», 1926, реж. Лев Кулешов

Советская черно-белая психологическая драма режиссера Льва Кулешова по мотивам рассказа Джека Лондона «Неожиданное». Главные роли исполнили супруга режиссера Александра Хохлова, Сергей Комаров, Владимир Фогель.

На Юконе (северо-запад Канады) группа из пяти золотоискателей находит крупное месторождение. Один из старателей пытается присвоить себе добытое и убивает двух товарищей. Двое оставшихся в живых, супружеская пара, обезоруживают убийцу, но перед ними встает дилемма: свершить правосудие самим или на свой страх и риск или отдать преступника в руки закона. Кулешов изменил финал своей картины по сравнению с ее литературным источником.

Фильм снимался на Борисовских прудах - в то время в Подмосковье. Одинокие деревья на берегу Москвы-реки создавали впечатление дикого севера. По мнению американских зрителей, Юкон у Кулешова получился более реалистичным, чем снятый с натуры. Мастеру удалось передать на экране ледоход на Юконе и весенний разлив реки. Дождь «делали», используя брандспойт, поливая в кадр воду из пожарных шлангов, а ветер создавал пропеллер самолета, который придумали использовать сами. Намокшие провода от электроаппаратуры били артистов током, но Хохлова утверждала, что электричество помогало ей лучше переживать. Фогель при съемке «крупного плана» лежал связанный на льду под брандспойтом и самолетным ветром два с половиной часа".

«Мать», 1926, реж. Всеволод Пудовкин

Фильм по роману М. Горького. В центре сюжета - семья Власовых: отец - пьяница и черносотенец, сын - революционер, и мать, которая выдала место, где хранились запрещенные листовки, надеясь, что благодаря ее поступку сыну удастся избежать тюрьмы.

В 1978 году фильм оказался третьим в списке ста лучших фильмов в истории киноискусства, составленном киноведами мира для итальянского издательства «А. Мондадори».

«Броненосец Потемкин», 1925, реж. Сергей Эйзенштейн

Картина неоднократно в разные годы признавалась лучшей или одной из лучших всех времен и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссеров и публики.

В основе сюжета - подлинные исторические события. На одном из броненосцев, стоящем на рейде в Одессе, матросы взбунтовались из-за того, что их пытались накормить червивым мясом. Зачинщиков приговорили к расстрелу, однако во время исполнения казни их товарищи бросаются им на выручку. Офицеров выбрасывают за борт, но вдохновитель восстания матрос Вакуленчук погибает.

Жители Одессы стекаются на похороны Вакуленчука и поддерживают революционеров. Правительственные войска безжалостно расстреливают мирных жителей на знаменитой лестнице. На подавление восстания направляется Черноморская эскадра, но матросы отказываются стрелять по своим товарищам, и броненосец «Потемкин» проходит через строй кораблей.

Заканчивается картина кадром, на котором броненосец будто бы «выплывает из фильма» в зал.

«Киноглаз», 1924, реж. Дзига Вертов

Режиссер Дзига Вертов (настоящее имя - Давид Кауфман) - один из теоретиков документального кино.

«Киноглаз» - документальная работа ярого поклонника советского государства, представляющая собой сборник зарисовок о жизни молодой страны. Одна из центральных тем фильма - дети и пионерская организация. Также показаны кооперативы того времени, борьба с туберкулезом, скорая медицинская помощь, съемки велись даже в психиатрической больнице. Слоган фильма - «Жизнь врасплох». Режиссер подсмотрел за обычной жизнью советского человека даже там, где люди и не догадывались о существовании таинственного предмета со стеклянным глазом. В «Киноглазе» впервые был применен обратный монтаж.

© www.rb.ru

русский ковчег, ностальгия, тарковский, восхождение, король лир, цвет граната, война и мир, бондарчук, андрей рублев, тени забытых предков, баллада о солдате, летят журавли, иван грозный, александр невский, довженко



Похожие темыКомментарии ПросмотрыПоследнее сообщение
0951MySQL Проблема с кодировкой. Вместо...
Сообщение от: Admin
01278Добавляем русских поисковых ботов н...
Сообщение от: Admin